- 1 — Не работай с друзьями
- 2 — Не давать долю более 30% одному инвестору
- 3 — Сразу обозначать рамки общения
- 4 — Не всегда быстрый рост — это хорошо
- 5 — Как купить помещение без денег
- 6 — Всегда реально смотреть на ситуацию
- 7 — Без сильной команды нет места в большом бизнесе
- 8 — Будь в потоке
- 9 — Умей вовремя сказать «нет»
- 10 — Используй преимущества масштаба компании
- 11 — Фирменные маркетинговые фишки Овчинникова
- 12 — Понимание целевой аудитории — ключ к успеху
- 13 — Конкуренты — твои друзья
- 14 — Как добиваться выгодных условий в переговорах
- 15 — Секрет успешного продукта
- 16 — Правильное масштабирование компании
- 17 — Как выиграть конкуренцию у лидеров рынка
Всем привет! Вчера закончил читать книгу про основателя Додо пицца — Фёдора Овчинникова — «И ботаники делают бизнес», и пока ещё эмоции от прочтения не остыли, решил поделиться своими впечатлениями и интересными выводами.
Наверное, это первая книга про выдающегося предпринимателя, в которой не написано про успешный успех. Скорее это больше книга про неудачу) Но несмотря на это — она вдохновляет!
Читая ее, я в очередной раз убедился, что со мной все нормально, что первый в твоей жизни бизнес скорее всего не станет успешным за 2-3 года, и что неудачи, проблемы и чп — неизбежны, особенно в начале предпринимательства. Думаю после инфошума о быстром и легком успехе, который создают такие компании как БМ, у многих начинающих предпринимателей, после череды неудач начинают возникать в голове мысли из рода «а все от со мной в порядке?»
Эту книгу стоит прочитать как минимум только потому, что учиться на чужих ошибках намного лучше и дешевле, чем на своих. Какие-то шишки, которые я сам успел набить, набил и Фёдор, какие-то я прочёл в книге и рад тому, что вероятность возникновения их у меня стала намного меньше.
В этот раз я не стал составлять майнд карту, потому, как книга написана в формате истории, а не инструкции. Я выписал некоторые мысли, которые мне показались. интересными, и которыми мне хочется с вами поделиться.
1 — Не работай с друзьями
В очередной раз я получил подтверждение этого теперь уже в данной книге. От себя я наверное добавил ещё и родственников в эту категорию.
2 — Не давать долю более 30% одному инвестору
Если хочешь оставить контроль над компанией в своих руках. Также не стоит привлекать первые инвестиции сразу на такую большую часть компании. Стоит начать с небольших процентов, так как с ростом компании одна и та же доля может стоить в десятки раз дороже. Это называется капитализация.
3 — Сразу обозначать рамки общения
В ситуациях, когда тебя пытаются прогнуть — нужно сразу давать жесткий отпор, даже если противник намного сильнее. В противном случае, ты примешь его правила игры, и придётся прогибаться под него постоянно.
4 — Не всегда быстрый рост — это хорошо
Поняв тот ад, который прошёл Фёдор в начале пути из-за желания слишком быстро вырасти, я пришёл к выводу, что оно того уж точно не стоит. Лучше потратить на 2-3 года больше времени, чтобы отточить все процессы в компании и подготовить ее к масштабированию, вместо привлечения сомнительных инвестиций и партнеров.
5 — Как купить помещение без денег
Понравилась интересная фишка, как можно купить помещение без денег и рисков потерять своё имущество. Суть в том, что берётся кредит в банке, в котором залогом служит покупаемое помещение, причём в идеале добиться того, чтобы реальная стоимость его покупки была ниже, чем оценка банка. В итоге вы покупаете помещение, а разницу в оценке вы можете потратить например на ремонт. В случае, если платёж по кредиту +- равен арендному платежу, это вполне оправданно.
6 — Всегда реально смотреть на ситуацию
Все хорошее происходит с человеком, когда он находит в себе смелость воплотить свою самую заветную мечту. Все плохое происходит, когда мечта эта оказывается так близко, что человек теряет связь с реальностью и его смелость становится безрассудством. — Тут даже нечего добавить, просто вставлю дословно.
7 — Без сильной команды нет места в большом бизнесе
Не ввязываться в большой бизнес, не имея рядом проверенных в бою людей. В очередной раз переосмыслил ценность команды
8 — Будь в потоке
Принцип потока — ставить реальную, выполнимую задачу, давать возможность отслеживать процесс и приближение к цели. Соблюдая его — вы можете замотивировать и себя и сотрудников работать непокладая рук для достижения цели.
9 — Умей вовремя сказать «нет»
В мире очень много возможностей, когда ты становишься на путь предпринимателя, их становится ещё больше. И одним из важных навыков здесь — умение вовремя сказать нет.
10 — Используй преимущества масштаба компании
Масштаб бизнеса приносит существенную экономию и чем он больше, тем легче получать лучшие условия и держать конкурентную цену
11 — Фирменные маркетинговые фишки Овчинникова
Фёдор — искусный маркетолог, и я для себя отметил несколько интересных фишек, которые возможно в будущем мне пригодятся. 1 — совместная рекламная кампания с фирмой такси, суть которой заключалась в том, что клиент получает отличную скидку на поездку, если место назначения — твой магазин. 2 — товар-магнит, который ты продаёшь по себестоимости, за которым к тебе приходят и параллельно покупают ещё что-то, на чем ты уже зарабатываешь. Эту фишку я уже видел в Ашане, когда они продавали мороженное по 5 руб, но конечно же одним лишь мороженным никто не ограничивается)
12 — Понимание целевой аудитории — ключ к успеху
Если ты лучше всех решаешь проблему своей целевой аудитории, у тебя будут покупать несмотря ни на что. Об этом я уже писал в данном посте
13 — Конкуренты — твои друзья
Если не знаешь, что тебе делать — смотри на конкурентов и делай по-другому
14 — Как добиваться выгодных условий в переговорах
Чтобы получить хорошие условия, ведя переговоры, нужно не очень хотеть совершить сделку или умело скрывать свои желания
15 — Секрет успешного продукта
Чтобы быть по-настоящему успешным, надо делать что-то одно, но лучше всех.
16 — Правильное масштабирование компании
Еще раз к вопросу слишком раннего масштабирования. Прежде чем начинать завоевание мира, Федор задумал добиться предельной, лабораторной эффективности одного единственного цеха. Нет ничего незначительного, каждая мелочь важна. Чтобы создать идеальную систему, нужно знать свое дело лучше любого сотрудника.
17 — Как выиграть конкуренцию у лидеров рынка
Фраза над которой стоит поразмышлять — ищи слабость в силе, а силу в слабости. Большие компании сильны тем, что у них отточенная до мелочей система, но в этом же их слабость — они не такие гибкие, как маленькие компании.
Также, в конце книги лично от Фёдора вставлена глава «7 заповедей Фёдора Овчинникова» — советую вам их отдельно прочесть, что-то я уже понимал сам, что-то описано выше. Думаю каждый сделает для себя хотябы одно открытие, прочитав их. Единственное, что вы можете их не правильно понять, если до этого не прочтёте всю книгу.
Пишу этот пост и понимаю, что книга сильно расширила масштаб моих целей и мыслей, аж мурашки по коже)) У меня возникло огромное желание не просто познакомится с Фёдором лично, а стать его учеником, добиться личного наставничества.
Последнее время я взял за правило записывать все свои мечты и желания. Не знаю, как это работает, но со временем они действительно исполняются и становятся частью моей реальности. В этот вечер, в списке желаний появилась ещё одна запись. Теперь осталось только дождаться)